Индивидуализация товаров и услуг — это важнейшая составляющая эффективной маркетинговой стратегии. Ведь уникальность и узнаваемость бренда делают его продукцию более привлекательной и ценной. Поэтому любой перспективной, планирующей рост и развитие компании необходимо пройти регистрацию товарного знака. После завершения этой юридической процедуры интеллектуальная собственность попадет под защиту государства.
Свидетельство о регистрации товарного знака закрепляет за владельцем право собственности. Нарушившие его сторонние лица несут ответственность в установленном законодательством порядке. Документ не только выполняет охранную функцию, но и дает правообладателю целый ряд выгод и преимуществ.
К их числу относятся:
Прохождение регистрации избавляет владельца торговой марки от риска потери вложенных в ее продвижение средств. Это значит, что после приобретения брендом популярности и узнаваемости недобросовестные конкуренты не смогут использовать название, логотип и другие фирменные атрибуты для рекламы своей продукции.
Иметь собственную торговую марку могут только юридические лица (все виды компаний, организаций и предприятий) и индивидуальные предприниматели. Чтобы избежать появления одинаковых и схожих между собой товарных знаков, все заявки проходят обязательную проверку в Роспатенте.
После подтверждения уникальности приступают к следующему этапу процедуры — составлению заявки.
Она должна включать в себя:
Заявка заверяется печатью организации-соискателя или подписью патентного поверенного. Дополнительно оформляется заявление на регистрацию товарного знака. Помимо этого, к заявке могут прилагаться такие документы, как квитанция об уплате первой части пошлины, доверенность на имя уполномоченного лица, согласие на обработку персональных данных. Перечень приложений зависит от сложности ситуации, а значит, составляется индивидуально.
Рассмотрением заявок и принятием решений о регистрации занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Он находится в Москве и не имеет филиалов в других городах.
Практикуются несколько способов подачи заявок:
Заявитель может заниматься этим вопросом самостоятельно или передать полномочия патентному поверенному лицу. Профессионал изучит материалы, поможет правильно составить заявку и предложит максимально эффективную стратегию.
Период рассмотрения заявки (экспертизы документов) составляет один месяц. Если ФИПС сочтет предоставленные данные недостаточными, заявителю придется отправлять в ведомство дополнительную документацию. Ответ на запрос должен поступить в учреждение в течение трех месяцев. В противном случае регистрация товарного знака не состоится.
После успешного прохождения предварительной экспертизы начинается самый продолжительный этап процедуры — экспертиза по существу. Он может продлиться до 12 месяцев.
Получивший подтверждение решения о государственной регистрации товарного знака заявитель оплачивает вторую часть пошлины. После чего ФИПС почтовым отправлением высылает ему свидетельство на бумажном носителе. Этот документ удостоверяет права владельца и позволяет ему распоряжаться торговой маркой. С 2021 года становится возможным получение электронного образца.
Днем вступления официальной бумаги в силу считается дата подачи заявки. С этого момента правообладатель может запрещать третьим лицам использование своего товарного знака. Он имеет право на законных основаниях привлекать к ответственности лиц, покусившихся на его собственность, и взыскивать с них компенсацию за причиненный ущерб. Период действия свидетельства составляет десять лет. По истечении этого срока необходимо подавать заявку на его продление.